Наша почта:
|
Нунтяку: основы техникиЗёрна и плевелыНаверняка самое популярное холодное оружие Востока, с которым по известности может соперничать разве что самурайский меч, нунтяку уже несколько десятков лет привлекает внимание заметной части любителей воинских искусств. Проводятся многочисленные семинары, международные соревнования, нунтяку мелькает в кинобоевиках, а благодаря не в меру увлечённым последователям, упоминается в криминальных сводках как хулиганское оружие. Многие мастера каратэ, ушу, тхэквондо, дзю-дзюцу и других воинских искусств стремятся убедить своих последователей в том, что они являются знатоками приёмов с этим видом оружия. Даже многие окинавские мастера кобудо, искусства, в котором среди всех иных видов оружия нунтяку уделяется не самое большое внимание, недоумевают, как столь неприметное приспособление смогло стать настолько интересным для массы единоборцев. Нельзя сказать, что в настоящее время нунтяку-дзюцу является самым популярным разделом кобудо/кобудзюцу на Окинаве. Наиболее пристальное внимание уделяется искусству бо (шеста) и сай (парных трезубцев), а затем уже технике тунфа, эйку и нунтяку. Похоже, до 60-ых годов ХХ-го столетия нунтяку было еще менее популярным, чем сейчас. До нашего времени даже не дошло ни одного «классического», то есть старинного формального комплекса с этим оружием, тогда как с сай или бо мы можем насчитать десятки ката. Однако стоит отметить, что многие мастера прошлого владели нунтяку-дзюцу. Один из лучших учеников Итосу Ясуцунэ, мастер Тибана Тёсин, человек, которому приписывают введение термина «Сёринрю» для обозначения одного из магистральных направлений тодэ, например, часто преподавал отдельные приёмы с нунтяку своим ученикам. Был мастером воинских искусств и умел обращаться с «цепом» Кёда Дзюхацу, ученик Хигаонны Канрё (1853-1915), основатель стиля Тоон-рю. Ябику Модэн, выдающийся мастер кобу-дзюцу начала прошлого столетия, преподавал своим многочисленным последователям технику нунтяку наряду с другими видами оружия. Мабуни Кэнва, патриарх популярного ныне стиля каратэдо Ситорю, слыл экспертом каратэ и кобудо, и нунтяку-дзюцу также привлекало его. Своей популяризации нунтяку обязано известнейшему мастеру воинских искусств и кинозвезде Брюсу Ли. Именно он стал использовать сей незатейливый предмет в своих кинокартинах, после чего «китайскими палочками» повально «заболели» десятки тысяч любителей ушу и каратэ во всём мире. И, хотя аналог нунтяку существует и в китайских видах воинских искусств под названием эрцзэгун, небезызвестный инструктор каратэ и кобудо, проживающий уже несколько десятков лет в США Тадаси Ямасита утверждает, что приёмам нунтяку научил Брюса именно он. Впрочем, для нас это не так важно: и та техника, которую демонстрировал выдающийся Ли, и то, что демонстрирует на учебных видеоплёнках Ямасита, отличается внешней привлекательностью и малой пользой в реальном поединке. Большинство любителей нунтяку идут по пути этих людей: они стремятся научиться ловко жонглировать этим оружием, быстро переходить с одного перехвата на другой, «выписывать» замысловатые восьмёрки, менять способы хвата и всё это делать как можно зрелищнее. В то же время «классическая, традиционная», а по сути – простая, но эффективная техника нунтяку-дзюцу не требует всего этого. Та техника, которую демонстрируют многие современные мастера, пригодна для поражения безоружного противника, не получившего опыта уличных драк. Для успешного освоения предметом, конечно же, «выкрутасы» могут помочь, однако вряд ли они станут серьёзным подспорьем в случае столкновения с человеком, вооружённым острым ножом, сучковатой дубинкой или тяжёлым табуретом. В этих случаях акцент должен быть сделан на тактике своевременной защиты и опережения противника (противников) с использованием минимума сложных и вычурных приёмов. Именно принципы чёткого использования имеющегося арсенала, умения управлять как своим телом, так и оружием, являются основополагающими в методике подготовки адепта кобудо в окинавской традиции. Вряд ли стоит повторяться, что все стили и направления каратэ и кобудо строят методику преподавания на постепенном и равномерном разучивании позиций, основных ударов, блоков и их комбинаций. Большинство же современных школ акцент делают на зрелищности и внимания позициям уделяют немного. Тем не менее, позиции и их смена являются основополагающими моментами в кобудо. Нунтяку не является идеальным оружием для того, чтобы подставлять его под удар. Все защитные приёмы в технике кобудо, будь то нунтяку-дзюцу, бо-дзюцу, туйфа-дзюцу или сай-дзюцу, следует сочетать с уходами, скольжениями и сменой уровня центра тяжести. Необходимо как можно меньше сопротивляться силе противника, постоянно уходя из-под ударов. И традиционная техника нунтяку этот принцип демонстрирует в полной мере. В нунтяку-дзюцу фактически не может быть жёстких подставок под удар ножом, копьём или мечом. Они просто нереальны. Тай-сабаки и ирими – уходы с линии атаки, повороты и «входы» – ключ к постижению техники этого вида оружия. Тем не менее, именно с основами – простейшими, базовыми способами защиты и атаки не знакомы многие любители кобудо. Постараемся восполнить этот пробел.
АзыПозиции в кобудо не всегда те же, что и в каратэ. Это связано с тем, что разные мастера по-разному преподавали своё искусство. В Рюкю кобудо, одном из самых известных направлений окинавских «старинных воинских искусств», основанном мастером Тайрой Синкэном, позиции очень близки к стойкам раннего каратэ Фунакоси Гитина (1870 - 1957). Известно, что Тайра увлёкся каратэ, будучи в Токио, и занимался у основателя современного направления Сётокан каратэдо, а позже прошёл подготовку у таких известных инструкторов как Мабуни Кэнва, Ябику Модэн и других. Однако его ученики на Окинаве по-разному «распорядились наследством мастера» после его смерти. Одни предпочитают позиции, которые выполнял их учитель в начале своей преподавательской деятельности, другим нравятся более поздние варианты. Так, в Рюкю кобудо мастер Акаминэ Эйсукэ использует кокуцу-дати подобную той, что применяется в Сётокан или Вадо-рю, а Накамото Масахиро более привычную для Окинавы стойку, которую в японском каратэ обозначают термином ура-дзэнкуцу-дати. Различия определяются уровнем разворота в стойке и углом поворота стоп. В позиции, которую применяют ученики Акаминэ, например, впередистоящая нога несколько согнута, а в варианте Накамото она должна быть выпрямлена. Их ученики, в свою очередь, свято придерживаются основных принципов, преподанных им наставниками, однако и сами зачастую создают свой «формат обучения». Так, мастер Рюкю кобудо Тамаёсэ (додзё Тэссинкан), предпочитает в работе с нунтяку высокие позиции, больше напоминающие нэко-аси-дати. Список отличий можно продолжать, но мы выделим всего два основных варианта. Расстояние между стопами вдоль
направления стойки измеряется по-разному.
Версия Акаминэ Эйсукэ Фото 1. Подготовка к удару. Фото 2. Защита отбивом. Фото 3. «Окошко».
Фото 4. Блок, вид под углом к линии атаки. Фото 5. «Окошко», вид под углом.
Фото 6. Версия Накамото Масахиро отличается позицией и поворотом тела. Контратакой в данной ситуации будет служить удар нунтяку сверху, который мы предварительно «готовим», закрывшись от противника «окошком», как показано на фото, что позволяет нам избежать неожиданных последствий попыток нанести суетный удар. Возможен и иной вариант контратаки из ката Маэдзато-но-нунтяку (или Тайра-но-нунтяку, формального комплекса, созданного Тайра Синкэном). Сразу же после блока мы как бы перекрываем оружие врага одним из звеньев нунтяку, тут же скользя вперёд и нанося удар основанием («пяткой») нунтяку в горло противника. Этот вариант имеет право на жизнь, хотя чаще трактуется как болевой приём на кисть противника при атаке коротким оружием, например, ножом. Одной из основных позиций в кобудо является рэнодзи-дати (позиция, напоминающая линиями стоп иероглиф «рэнодзи») или сидзэн-дати (естественная позиция). Масса тела равномерно распределена по обеим нижним конечностям, колени согнуты настолько, чтобы ощущать массу тела. Она может быть как позицией готовности перед осуществлением защитных действий, так и стойкой, в которой наиболее удобно выполнять защиту вверх.
Фото 7. Блок вверх Так же и в ката каратэ стилей группы Сёринрю агэ-укэ выполняется в подобной позиции для того, чтобы передать максимум усилия движению руки вверх (типичный пример – дзёдан-агэ-укэ в ката Пинъан-нидан (в Сётокан этому ката соответствует Хэйян-сёдан), который может быть как блоком в локоть бьющей руки, так и мощным ударом предплечьем в челюсть противника снизу). Блок нунтяку вверх выполняется с одновременным скольжением вперёд навстречу к противнику, дабы упредить развитие удара сверху (отоси-сёмэн-ути). Кстати, мастер Накамото в ката Маэдзато-но-нунтяку (Тайра-но-нунтяку) выполняет блок дзёдан-укэ опять-таки в позиции кокуцу (то есть ура-дзэнкуцу), фактически поворачиваясь к противнику боком. Почти идеальным можно считать контакт вашего оружия не с оружием противника, а с его рукой. Нанося удар, он не просто натыкается на жёсткую встречу, но и испытывает боль, сила которой прямо пропорциональна силе атаки. Нанеся сильный ушиб пальцам врага, вы фактически обезоруживаете его. Конечно же, этот вариант применим в ситуации реального поединка, а на тренировке следует ограничиться точным «промахом». Сразу после эффективно проведённой защиты можно наносить ответный удар. Самым лучшим вариантом можно считать отсутствие всякого контакта с противником до вашей контратаки, то есть уход, уклон с последующей контратакой или упреждение есть лучшие и самые надёжные способы победить. Маленькие «секреты»И всё-таки, при блоке нунтяку вверх важно сохранять поясницу прямой, а руки – чуть согнутыми. Это позволит с наименьшими усилиями принять сильный удар. Теперь определимся с хватом оружия и необходимым для верной работы условием. Ближняя к противнику рука должна принять на себя основную тяжесть удара, следовательно, чем крепче мы удерживаем нунтяку, тем меньше рискуем травмировать запястье или выпустить нунтяку из рук. Я совершенно безаппеляционно говорю об этом, поскольку практикой проверено – если принимать удар на шнур, то вероятность того, что противник всё-таки «достанет» вас, гораздо больше. Руки сами не выдерживают силы воздействия. Итак, желательно, чтобы соприкосновение с нунтяку произошло как можно ближе к месту хвата вашей руки, так как это - самое крепкое положение. А что же вторая рука? Она, конечно же, не просто удерживает второе звено нунтяку, а еще и помогает сдерживать натиск. В кихон мы усиленно натягиваем шнур, тогда как в ситуации реального боя направление противодействия можно изменить. Атака сверху – самый примитивный, хотя и самый распространённый способ нападения с палкой. Пытаясь противодействовать противнику и как можно быстрее одержать победу, не сводя поединок к ненужному обмену ударами (насколько это возможно). Именно с этой целью мы стремимся, блокируя оружие врага, сблизиться с ним и встретить атаку в самом её начале. С этой целью мы не только смещаемся скользящим шагом (сури-аси) вперёд, но и немного приподнимаемся вверх, направляя силу ног в воздействие.
Фото 8. Столкновение нунтяку с оружием противника в «учебном» варианте проходит без контакта с конечностью партнёра. Фото 9, 10. В реальной схватке блокируем не бо, а руку противника.
Фото 11, 12. Возможное продолжение – уход в сторону и контратака ударом. При выполнении ухода в сторону продолжаем контролировать нунтяку руку противника. Несколько реже атак сверху встречаются атаки сбоку в голову и корпус. Защита от подобного нападения проста. В базовом варианте мы понижаем центр тяжести, готовя оружие для встречной подставки, а затем останавливаем оружие противника, не давая удару завершиться. Очень важно понимать несколько основных принципов. Первое – мы понижаем центр тяжести настолько, чтобы иметь возможность эффективно противостоять очень сильному удару. Второе – при выполнении блока желательно смещаться вперёд, дабы по примеру блока вверх встречать руку врага, а не безчувственное деревянное оружие. Третье – можно сочетать сближение с противником с уходом с траектории удара. Четвертое – наиболее выгодное положение рук на нунтяку при выполнении данной защиты – сзади расположенная рука находится сверху. Хотя в базовой технике мы натягиваем нунтяку, в реальном применении «принимающим» звеном нунтяку будет нижнее, а вспомогательным – верхнее, поэтому натяжение шнура удобно и выгодно осуществлять так, как показано на фото. Однако в одном случае – а именно при ударе сбоку в голову – важно чётко следить за локтем сзади расположенной руки, дабы не подставить его под удар.
Всего лишь «база»Хотелось бы быть «услышанным» специалистами. Подобные жёсткие «подставки» в таком их «кихонном» виде фактически не применимы в реальном поединке. Форма выполнения этих упражнений в «классике» требует чёткого выполнения камаэ, позиций и разделения элементов. В настоящем бою – что естественно – всё происходит без задержек, гораздо более плавно и быстро. В итоге выделить переход от защиты к контратаке в работе мастера кобудо очень сложно: разобрать, какие из этих плавных и одновременно стремительных движений являются атаками, а какие – защитами, вряд ли удастся непосвящённым. Приведённые мной блоки есть техника первой ступени сложности, начало пути по изучению способов защиты с нунтяку. Как уже было написано выше, для выполнения эффективной защиты необходимо сочетать отклонения оружия, уходы и уклоны. Их добавление ещё более разнообразит варианты защиты и позволяет кобудоисту находить максимально выгодные положения тела в каждой из возможных ситуаций. Чему противостоят с нунтяку? Шест – оружие гораздо более опасное, нежели его представляют обыватели. Боец с нунтяку против бойца с бо почти не имеет шансов: жёсткие подставки против мощных «дальнобойных» атак шестом малоэффективны, а уколы шестом, наносимые специалистом – самое большое зло, которое можно получить в подобном бою. Мастера Юйсинкай Рюкю кобу-дзюцу и вовсе не работают с нунтяку против шеста, предпочитая противостоять нунтяку ножу или короткой дубинке. Работа против шеста – дело малонадёжное. Но именно этому начинают обучать на Окинаве, поскольку шест являет собой самое простое и «наглядное» средство для демонстрации как достоинств, так и недостатков нунтяку.
«Клещи» и «тиски»Все вышеперечисленные защиты легко сочетаются с переводами оружия из одной плоскости в другую, а также захватами оружия при помощи нунтяку. Возьмём, к примеру, блок вверх. Как только вы сблокировали шест противника, вы «оплетаете» конец бо перевязью своего нунтяку. Первой естественной реакцией оппонента является желание вызволить из «западни» своё оружие, и он тут же начнёт тянуть бо на себя. Этот момент стоит тут же использовать для того, чтобы сблизиться почти вплотную (сопротивляться нет особой нужды, разве что для того, чтобы продолжать чётко контролировать его действия) и нанести удар стопой, коленом, провести подсечку. Если же у вас была возможность успеть «оплести» оружие противника вместе с его рукой, то можно считать, что вы добились максимума из возможного: сближая рукоятки нунтяку, вы не просто продолжаете сохранять контроль над оружием, но и осуществляете болезненное давление на руку противника, сравнимое с зажиманием руки в тиски. Уже этим можно вынудить противника сдаться. Но можно и продолжить – выйти в сторону бока противника и провести дополнительный болевой приём на локоть «схваченной» руки. Важно придерживать нунтяку, не отпуская захвата и сближаться настолько, чтобы быть уверенным, что сможете удержать равновесие в плотной борьбе. Ниже приведены два варианта проведения болевых приёмов и удержаний при помощи нунтяку.
Фото 13. Защита. Фото 14. Обхват шеста.
Вариант 1. Фото 15. Скольжение вперёд, сближение. Фото 16. Зажимание руки оппонента «клещами» и опрокидывание.
Возможное продолжение варианта №1. Фото 17. Отпуская ту часть нунтяку, которую держали правой рукой, проводим захват за отворот уваги противника. На шею также осуществляется давление. Фото 18. Чтобы сохранить контроль за руками и оружием противника отпущенная палочка нунтяку должна упираться в бок. Тем самым сохраняются «клещи».
Вариант 2. Фото 19. Шаг вперёд к противнику. Правая рука оттягивается назад с целью придерживать шест оппонента. Перевязь нунтяку лежит поверх руки оппонента, чтобы он не убрал ее с шеста. Фото 20. Приседаем, осуществляя своим предплечьем излом руки противника в локте (удэ-осаэ). Точно так же осуществляется захват оружия и рук противника при защите от ударов сбоку, снизу. Вообще можно выделить два варианта «оплетения» шеста при помощи нунтяку. В случае нанесения противником удара снизу или сбоку, выгоднее будет проводить «клещи», не отпуская одно из звеньев нунтяку. При защите дзёдан-укэ от удара сверху или блоке наружу от колющего удара, удобнее обматывать шест оппонента, отпуская одну «рукоятку» нунтяку, и маховым движением отпуская её двигаться по кругу. Кстати, если, отбивая цуки, вы не смогли удержать одно из звеньев в руке, то велика вероятность того, что оно опишет окружность над шестом противника и у вас появится возможность подхватить его и провести всё тот же захват! Конечно же, можно и специально провоцировать подобные условия.
ЗаключениеВыше приведённые приёмы – всего лишь небольшая частица кобудо, причём все они представляют собой основы, базу направления. В процессе познания жёсткие блоки-подставки естественно трансформируются в скользящие отведения оружия. Однако подобный кихон не стоит забывать, ведь иногда с грустью приходится констатировать, что тот или иной любитель нунтяку умеет показывать «выкрутасы», не умея защищаться от простейших приёмов нападения.
|